123
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Перми "Детская музыкальная школа № 1"

Афоризмы

      В этой рубрике мы решили опубликовать подборку метких высказываний известных композиторов и музыкантов. Надеемся, что они покажутся вам интересными и полезными.

 

        Роберт Шуман — настоящий «рекордсмен» по количеству музыкальных афоризмов. Его перу принадлежит несколько десятков крылатых выражений, которые он назвал «Жизненными правилами для музыкантов». Вот некоторые из них:

 
  • Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка — прислушайся, какие звуки они издают.

  • Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них пример!

  • Не бойся слов: теория, генерал-бас, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

  • Никогда не бренчи! Всегда бодро играй пьесу до конца и никогда не бросай на половине.

  • Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

  • Необходимо, чтоб пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь напевать ее про себя без инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но и относящуюся к ней гармонию.

  • Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

  • Старайся, даже если у тебя небольшой голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха будет от этого все время возрастать. Если же у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

  • Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его глазами.

  • На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, так же как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.

  • Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

  • Никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. это придаст твоей игре свободу и живость. Почаще аккомпанируй певцам.

  • Ищи среди твоих товарищей таких, которые знают больше чем ты.

  • Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьёт в тебе музыкальность.

  • Рано начинай обращать внимание на звук и характер различных инструментов; старайся хорошо запечатлеть в слуховой памяти их своеобразную звуковую окраску.

  • Не упускай никогда случая послушать хорошую оперу.

  • Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и науками.

  • Без энтузиазма в искусстве не создаётся ничего настоящего.

  • Лишь тогда, когда тебе станет ясной форма, будет тебе ясным и содержание.

  • Ученью нет конца.

  • Во все времена бывали плохие композиторы и глупцы, которые их хвалили.

  • Если ты должен перед кем-нибудь играть, не ломайся; делай это сразу или сразу же откажись.

  • Не думай, что старая музыка устарела. Подобно прекрасному правдивому слову, никогда не может устареть прекрасная правдивая музыка.

       …И еще несколько метких высказываний, принадлежащих перу разных авторов:

  • Играть быстро легче, чем играть медленно.

      (В. А. Моцарт)

  • Паузы между нотами — вот, где обитает искусство.

      (А. Шнабель)

  • Глупость исполнителя нигде так не очевидна, как в паузах.

      (Н. Перельман)

  • Пой, когда играешь.

     (А. Тосканини)

      Многим музыкантам хорошо знакомо имя Карла Черни — автора огромного количества этюдов, настоящего мастера искусства игры на фортепиано. В своей «Полной теоретической и практической фортепианной школе» композитор очень точно определил характер каждого из динамических оттенков. Вдумайтесь в эти высказывания — возможно, они помогут вам более внимательно и более творчески относится к самым простым музыкальным терминам!

  • при исполнении pianissimo (pp) к клавишам прикасаются так слабо, как только возможно, чтобы игра не потеряла отчетливости: pp носит характер таинственный, мистический и может при совершенном исполнении произвести на слушателя чарующее впечатление звучащей издалека музыки или эха;

  • piano (p) означает кротость, спокойное равнодушие или тихую грусть, сущность пиано передается мягким и нежным, но уже более определенным и выразительным прикосновением к клавишам;

  • forte (f) передает мощь, самостоятельность и решительность, однако в рамках благоприятного, без преувеличения страсти;

  • fortissimo (ff) выражает нарастание радости до ликования, горя до неистовства, блеска до бравуры.

image
Оценка качества
муниципальных услуг
в Пермском крае