Наши проекты
Межмуниципальный культурно-исторический проект
«Дни детского творчества в Пермском крае»
Одной из актуальных задач воспитания детей и молодежи является воспитание любви к своему родному краю, чувства гордости за свою Малую Родину. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала.
История края, его развитие, культурная деятельность связана с именами Строгановых. Начиная со времени получения жалованной грамоты на владение пермскими землями в 1558 г., дом Строгановых, сольвычегодская ветвь которых сохранилась до начала XX века, является уникальным явлением в истории российского предпринимательства и меценатства. Многогранная деятельность представителей этого рода наложила отпечаток на историю не только Пермского края, но и всей России. Строгановых отличала замечательная характерная черта – покровительство представителям культуры и искусства. Это не случайно. Искусство является главным, наиболее могущественным и всесторонним средством эстетического воспитания. Оно является той специальной деятельностью, которая призвана формировать человека эстетически и воспитывать его всесторонне.
Воздействуя на чувства людей, искусство углубляет и направляет эти чувства. Оно учит верной эмоциональной реакции на вещи, события, поступки. Все это важно людям не только для их художественной деятельности и для понимания искусства, но, прежде всего, в самой жизни, в любой его сфере. Искусство развивает не только художественные, но и универсальные способности людей. Тем более важно прививать любовь к творчеству с детского возраста. Основная идея данного проекта заключается в том, чтобы организовать цикл мероприятий под названием «Дни детского творчества в Пермском крае».
Посетители (дети дошкольного и школьного возраста, их родители, учащиеся Детских музыкальных школ и Школ искусств, жители города и близлежащих населённых пунктов) смогут поучаствовать в «Мастерских»: посетить мастер-классы и презентации ведущих педагогов Пермского края, принять участие в викторинах и интерактивных играх. Кульминация мероприятия — концерт учащихся и творческих коллективов Детских музыкальных школ и Школ искусств. В заключении будут организованы экскурсии, где можно будет ознакомиться с культурно-историческим наследием Пермского края. Творческие площадки планируется организовать в местах, связанных с именами Строгановых, а именно Соликамск, Усолье, Ильинский, Очёр, Пермь.
Беседы у рояля. Дети – детям
Положение об организации и проведения цикла концертов-бесед «У рояля» проекта «Дети — детям»
«Беседы у рояля. Дети – детям» — удивительная программа, которая существует уже 15 лет и в которой участвуют юные музыканты ДМШ и ДШИ г. Перми, успешно продолжается и в этом году. Мне, как руководителю и ведущей программы, приятно отметить, что год от года уровень участников концертов-бесед становится всё выше и выше. И если в первых концертах играли только пианисты, то сегодня к нам с большим удовольствием присоединились учащиеся абсолютно всех отделений и специальностей.
Великолепный зал гимназии им. С. Дягилева обладает особой аурой, особой акустикой, в которой звук проникает в сердце каждого слушателя. И привычный детский шум затихает перед волшебными звуками музыки, а исполнители, такие же дети, как слушатели, сидящие в зале, преображаются во время исполнения в настоящих артистов.
Мне кажется, что наши юные исполнители чувствуют ответственность за продолжение замечательной традиции «Дягилевских музыкальных четвергов». Их выступления увлекают слушателей, и происходит удивительное чудо – чудо музыкального общения.
Темы наших музыкальных путешествий никогда не повторяются. На наших встречах мы обсудили множество музыкальных тем, но в этом году они связаны со 100-летним юбилеем Дягилевских сезонов в Париже, и в концертах звучала музыка великих русских композиторов, чьи имена и произведения мир узнал благодаря «великому пермяку» С. П. Дягилеву.
Вместе со слушателями мы рассуждаем о музыке, стараемся рассказать им о музыкальном языке, о принципах игры на разных инструментах, о музыке разных стилей и направлений. Мы видим, как год от года наши слушатели – учащиеся младших классов гимназии им. С. Дягилева – взрослеют, с каким вниманием и уважением принимают выступления юных исполнителей, награждая каждого громкими аплодисментами.
Более 100 лучших исполнителей из музыкальных школ (солистов, хоров, ансамблей) ежегодно участвуют в наших программах, а за 15 лет их число превысило полторы тысячи человек. И сегодня хочется сказать огромное спасибо администрации гимназии им. С. Дягилева за поддержку инициативы музыкальных школ и за те замечательные условия, которые создаются для успешных выступлений наших воспитанников. Многие из них стали лауреатами городских, краевых, всероссийских, международных конкурсов, окончили консерватории и с благодарностью вспоминают счастливую сцену гимназии им. С. Дягилева.
В прошлом году в журнале для родителей «Полезный» о нашем проекте написали много добрых слов, и после выхода этой статьи мы получили предложение от администрации «Санаторного детского дома» продолжить наш проект выступлениями перед его воспитанниками.
Соглашаясь на данное сотрудничество, мы с педагогами прекрасно понимали, что это совершенно иные условия выступлений и иная мера ответственности. Поэтому очень волновались, хватит ли у наших ребят душевного тепла и такта для общения с новой для них аудиторией. Действительно, если в гимназии им. Дягилева нас слушали ребята из благополучных семей, часто вместе с родителями посещающие театры и концерты, обласканные дедушками и бабушками, то здесь нам предстояло играть для детей, которые не знают о музыке самых простых вещей, никогда не были на концертах, смутно представляющих, что такое театр. Но главное – они в какой-то мере обделены любовью и заботой самых близких людей. Первое наше выступление вызвало интерес, однако в зале были и смешки и разговоры. Но мы старались не замечать этого, а, наоборот, заинтересовать, увлечь слушателей. И у нас всё получилось! В следующий раз нас уже ждали, нас внимательно слушали, мы общались.
Нам очень хотелось доставить ребятам из детского дома больше радости, и по предложению ученицы нашей школы Насти Воронковой (преп. З. Д. Трокай) мы собрали мягкие игрушки и привезли в детский дом. А ещё привезли конфеты, шоколад, разные сладости. Устроили музыкальную викторину и вручили наши подарки, а затем для нас и воспитанников детского дома был накрыт общий стол. И все вместе мы пили чай.
Как приятно было наблюдать, с какой любовью прижимают к себе дети игрушки, радуются и говорят: «Приезжайте ещё!» Это самая большая награда для нас. У нас появилась традиция: к следующей поездке мы собрали огромное количество игрушек, книг, игр, сладостей, за что я бесконечно благодарна детям, родителям и педагогам нашей школы, отозвавшимся на наш призыв.
Наблюдая за детьми из детского дома, мы увидели, что они очень разные, но при этом очень дружны и заботливы в отношении друг друга. Это оздоровительный детский дом, и среди детей есть слабовидящие, есть те, кто не может ходить, но все они помогают друг другу, стараются облегчить борьбу с недугом. Мы наблюдали, как за год пребывания в этом лечебном учреждении детям становилось лучше, как девочка, которую на первый концерт приносили в лежачем положении, на последнем концерте уже сидела, отвечала на наши вопросы о музыкальных инструментах, пела и радовалась. Мы познакомились с юным певцом, слепым от рождения, который пел в Кремлёвском Дворце в Москве, а ещё – с девочкой-художницей, которая показала нам свои картины – удивительно светлые, рассказывающие о нашей Уральской природе. Она мечтает стать мастером-стилистом в парикмахерском деле, и мы подарили ей большого «розового» слона и надеемся, что он принесёт ей счастье и удачу.
Такое общение с детьми с совсем другой судьбой помогает и нашим детям оценить великое счастье, имя которому «СЕМЬЯ», МАМА, ПАПА, БРАТ, СЕСТРА, ДОБРОТА, ЗАБОТА. Оценить то, как много значат в нашей жизни родные люди, которые любят тебя такого, какой ты есть, и стремятся сделать тебя ещё лучше. А ещё понять, как важно быть чуткими и внимательными ко всем людям, которые встречаются на жизненном пути.
Два проекта, которые объединило удивительное искусство – Музыка! Успех обоих проектов — это вдохновенное исполнение наших юных артистов, которые дарят людям радость своим творчеством, и, конечно же, талант педагогов, воспитавших замечательных исполнителей. Надеемся, что наши проекты будут продолжены.
Я благодарю всех ребят – участников концертов и педагогов, подготовивших номера. Желаю всем творчески успехов и удач.
Жизнь не утратит смысл высокий,
Пока звучат нам Пушкинские строки
И музыка Чайковского поёт.
С. М. Олонцева, ЗРК РФ, руководитель проекта «Беседы у рояля. Дети – детям»
(статья опубликована в школьнрй газете «Музыка и мы».— Вып.10, май 2012 г.)
Краевой проект«Детский симфонический оркестр Пермского края»
Все новости по проекту читайте на странице ВКонтакте |